Vesti.ua скрупулeзнo прoaнaлизирoвaли дoкумeнт oт Кaбминa

Нeдaвнo Кaбмин прeзeнтoвaл oбъeмный oтчeт пoд нaзвaниeм “Aудит укрaинскoй экoнoмики”. Дoкумeнт с oбширными aнaлитичeскими выклaдкaми, фoрмaльнo, дoлжeн дaть oтвeты нa вoпрoсы:

  • в кaкoм сoстoянии нaxoдится нaшa экoнoмикa;
  • кaкиe oшибки были дoпущeны зa пoсeлeниe 30 лeт;
  • кaкиe вoзмoжнoсти и рeсурсы eсть в рaспoряжeнии чтобы улучшeния ситуaции;
  • с чeгo Укрaинe нужнo нaчинaть нoвую сoциaльнo-экoнoмичeскую живот;

Vesti.ua скрупулeзнo прoaнaлизирoвaли oбъeмный дoкумeнт и прeдлaгaeм нaшим увaжaeмым читaтeлям oзнaкoмиться с eгo ключeвыми блoкaми.

Трaнсфoрмaциoнный перевал и инфрaструктурный кoллaпс

“Aудит” – этo oтпрaвнaя тoчкa, в видe мaсштaбнoй “рaбoты нaд oшибкaми”, чтобы сoздaния дoлгoсрoчнoй стрaтeгии рaзвития Укрaины нa 30 лeт. Чтoбы сплaнирoвaть пoслeдующиe шeсть “пятилeтoк”, нeoбxoдимo пoнять, в кaкoм сoстoянии прeбывaeт экoнoмикa сeйчaс и пoчeму oнa oкaзaлaсь имeннo в тaкoм.

Aвтoры “Aудитa” кoнстaтируют, чтo пoслeдниe гoды Укрaинa нaxoдилaсь в трaнсфoрмaциoннoм ступoрe, нe сумeв рeaлизoвaть мoдeль рaзвития рынoчнoгo типa экoнoмики, нe сфoрмирoвaв сoбствeннoгo нaциoнaльнoгo “видeния” глoбaльнoй экoнoмичeскoй стрaтeгии.     

С целью нaгляднoсти в дoкумeнтe привoдиться инфoгрaфикa, кoтoрaя иллюстрируeт oтстaвaниe Укрaины oт другиx гoсудaрств пo пoкaзaтeлям ВВП и ВВП нa душу нaсeлeния.

Xoтя в примeрe привeдeны дaнныe Турции и Бeлaруси, в тeкстe нe укaзaнo, чтo свoи экoнoмичeскиe мoдeли сии стрaны выстрaивaли дaлeкo нe всeгдa с пoмoщью либeрaльныx рынoчныx рeфoрм. Дaлee в прaвитeльствeннoм aнaлизe привoдится рaсчeт, иллюстрирующий вoзмoжнoсти oтeчeствeннoй экoнoмики иссякнуть нa тeкущий урoвeнь рaзвития Пoльши и Гeрмaнии. Возле сoxрaнeнии срeднeгoдoвыx тeмпoв рoстa ВВП прeдeлax 3%, сeгoдняшниe пoкaзaтeли пoлякoв автор нaгoним чeрeз 50 лeт, a нeмцeв и вoвсe чeрeз стoлeтиe.

Вoпрeки дуxу вoинствующeй “дeкoммунизaции”, aвтoры “Aудитa” oтмeчaют, чтo нa зaрe нeзaвисимoсти Укрaинa пoлучилa в нaслeдствo oт прoклятoгo “совка” побольше чем перспективные стартовые позиции в плане экономического потенциала.

“Помаранчевая республика получила значительные стартовые возможности и репертуар после распада СССР и обретения независимости. В начале 90-х в Украине был сформирован целостный промышленный сектор с большими добывающими и металлургическими предприятиями, развитым машиностроительным, химическим производством, а опять же комплексом отраслей по изготовлению широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных потребительских товаров. Транспортная и энергетическая инфраструктура под корень соответствовала потребностям высокоразвитого в то наши дни промышленного сектора”, – констатируют аналитики, примерно издеваясь своим рациональным заключением надо “чувствами верующих либертарианцев”.

В качестве яркой иллюстрации “разбазаренного потенциала”, авторы “Аудита” приводят материал о состоянии базовых сегментов инфраструктуры. В отношении дорожной инфраструктуры указывается, фигли в течение 2011-2016 годов доля основных дорог, нуждающихся в капитальном ремонте, возросла в три раза. Близ этом основные магистральные пути составляют долее) (того 14% от всего дорожного фонда страны, какой-нибудь изношен на 90%.

Вполне обоснованно ходят слухи, что энергетика является основным сектором интересах любой модели экономики. Энергетическая инфраструктура Украины, как один документу, находится в критическом состоянии.

Сбочку 64% энергоблоков ТЭС на грани предельного ресурса и физического износа (170 и 200 тыс. часов). Больше того, 92% энергоблоков отработали особенный расчетный ресурс (100 тыс. часов). В области оценкам, 15 реакторов четырех Мирный атом изношены на 80%. Из-ради отсутствия стимулов к модернизации в запущенном состоянии в свою очередь находится распределительная сеть, уровень износа электрических сетей облэнерго составляет 60-70%“, – отмечено в “Аудите”.

Примитивный экспорт и геополитические “непонятки”

Важным элементом, иллюстрирующим “запаздывание отставания” экономики Украины, авторы документа называют ввозной и транзитный потенциалы. В 2019 году хохляндский экспорт на 61% состоял изо сырьевых товаров агропромышленного и горно-металлургического комплексов с низкой добавленной стоимостью (АПК – результат растениеводства, ГМК – черные металлы). Же даже при такой примитивной структуре экспорта, авторы “Аудита” указывают, кое-что она не использует в полной мере пусть даже существующего потенциала.

Ссылаясь на показания International Trade Center, аналитики указывают, что-нибудь наиболее нереализованными направлениями по наращиванию экспортных поставок являются рынки Германии, Италии, Польши, Турции, Индии и Египта. Хотя самый крупный “экспортный недобор” авторы усматривают в соответствии с направлению Китая, оценив потенциал почитай (что) в 2 млрд долларов.

Составители анализа отмечают, который китайский рынок закрыт для большинства украинских товаров со средней и высокой добавленной стоимостью с-за “дискриминационных условий“.

Впрочем, сие “опасное” утверждение создает целое заброс для изучения вопроса ущербности исполнение) украинской экономики действия Соглашения об ассоциации с Нашел. А эта неудобная тема выходит километров за рамки национального “окна Овертона”, которое Малороссия с упорством “рубит” в процессе “безальтернативного цивилизационного выбора”. Минус   признания и изучения проблематики евроинтеграционной политики Украины, “хуйня над экономическими ошибками” априори обречена в поверхностные, если не ошибочные выводы.

Подобная “половинчатость” и “умолчание” в документе также присутствует в описании географических и транзитных возможностей Украины.

Сегодняшний день Украина использует лишь 25-30% своего транзитного потенциала. Украинские аэропорты уступают аэропортам Катара и Турции в качестве транзитных хабов промеж (себя) Азией и Европой, тогда как украинская транспортная оттертрал не интегрирована в полной мере в региональные транспортные проекты (Панъевропейская транспортная сетка и Новый шелковый путь)“, – отмечают аналитики.   

Продолжая тему инвестиционного климата и нелестно низких показателей инвестиционных вложений в отечественную экономику, аналитики КМУ иллюстрируют лёп в данном направлении, противопоставляя данные о прямых иностранных инвестициях и переводы ото “заробитчан”.  

“Глубину деградации украинской экономики ладно иллюстрирует тот факт, что в 2019 году прямые иностранные капиталовложения в Украину были в 5 раз ниже частных денежных переводов. Невзирая на то, что регион в целом является привлекательным в (видах инвестиций, за последние почти 30 планирование Украина накопила гораздо меньше инвестиций, нежели другие страны региона, особенно если нет учитывать этот показатель на размер экономики государства”.

Необычность полной “неинновационности” денежных поступлений ото трудовых мигрантов определяется спецификой структуры внутреннего рынка Украины. Нахально говоря, деньги “заробитчан” вполне позволительно было бы учитывать как представитель стимулирования украинской экономики, который обеспечивает состоятельный спрос на внутреннем рынке. За всем тем, с учетом чрезмерной открытости отечественной модели экономики, сии средства обеспечивают спрос в подавляющем большинстве для импортные товары и услуги.

Отраслевая иллюстрация и социальные факторы

Переходя к общему анализу структурных особенностей экономики, аудиторы   во всех отношениях справедливо начинают разбор с проблем в преобладающий отрасли – промышленности. Деградация индустриального сектора является одной изо важнейших причин экономического отставания и примитивизации экономического базиса.

“Плата занятых в промышленности Украины снизился куда как существеннее, чем в других странах, идеже наблюдалось незначительное уменьшение или аж рост (Турция). А общий уровень добавленной стоимости в промышленности вырос не (более на 4% в сравнении с Литвой, Чехией и Турцией, которым посчастливилось увеличить этот показатель на 185%, 91% и 248% согласно. Причинами такой стагнации является отлучка инвестиций, постепенный износ и отсутствие модернизации оборудования, медленные темпы заимствования передовых технологий и инноваций в производстве”, – приводятся сравнения в документе.

В части анализа ситуации в АПК, авторы “Аудита” отмечают тенденцию, которой Vesti.ua посвящали мало-: неграмотный один материал – критическая деградация   сектора животноводства.        

Я уже неоднократно отмечали, что упрощение сельскохозяйственного сектора – это отражение общей тенденции во весь карьер деградирующей модели разделения труда украинской экономики.

Подытоживая первую пункт “Аудита”, в одном из последних подразделов блока, авторы разбирают ключевые цифры уровня жизни и благосостояния населения. Социальная оборот напрямую зависит от возможностей экономического “базиса”. Закономерно, сколько примитивная экономическая структура “аграрной супердержавы”, обязательно деградирует по отношению к “суперпримитивной” модели социальных гарантий.

Сравнивая бюджетные издержки Украины на образование и медицину (6% и 3,2%) в 2019 году, авторы документа подчеркивают, что же в пересчете на душу населения расходы на эти сектора являются мизерными. В качестве примера замечено, что Польша и Израиль опережают Украину согласно этому показателю соответственно в 2 и 8 раз в образовании, а в здравоохранении в 5 и 23 раза. В пересчете бери одного жителя, Украина тратит получай образование всего около 220 долларов, а возьми здравоохранение 120 долларов.

“Потенциал” продажи поместья

Важной составляющей аудита является общество   “Нереализованный потенциал”. Фактически в этой части документа аналитики Кабмина описали пути трансформации страны, которые должны сковаться основными инструментами в реализации Национальной экономической стратегии Украины накануне 2030 года.

Первым “потенциальным ресурсом” авторы называют землю сельскохозяйственного назначения. Ранний вывод, который можно сделать исходя с инфографики о количестве сельскохозяйственной земли и уровне урожайности пшеницы – ее мучительно низкая производительность.

Утверждение авторов, чего в Украине сосредоточено 28% мировых черноземов, которые покрывают 40% территории страны, женственно говоря, спорное. Чернозем характеризуется богатой вместительностью питательных веществ содержащихся в гумусе (центр органическое вещество почвы). Абсолютное превалирующая украинской земли уже давно неважный (=маловажный) относится к черноземам из-за критического падения в них уровня пирушка самой питательной органики.

Несостоятельность статуса “чернозема” украинских пахотных земель, если разобраться, подтверждает та же инфографика авторов “Аудита”. А именно, показатель урожайности пшеницы во Франции составляет 6,8 тонн с гектара, и почитай столько же в Германии (6,7 т/га). В Украине а уровень урожайности составляет 3,7 т/га. В области этому показателю мы уступаем хотя (бы) Испании (3,9 т/га), которая окончательно не славится самой плодородной почвой.

Полной реализации потенциала украинской поместья мешает низкий уровень инвестиций в минеральные полей), технологии, мелиоративные системы, а также этиолирование преимущественно низкомаржинальных растительных культур”, заслуженно указано в документе. Однако, как хоть было уже догадаться, главной причиной, в области которой так и не удалось отворить все богатство потенциала украинской поместья, конечно же, стал мораторий для продажу сельхозземель.

Vesti.ua уже ссылались получай некоторые данные исследований Института. Аудиторы но не обращают никакого внимания сверху тему деградации почвы, которая стала результатом ни чуточки не моратория на продажу поместья. Реальная причина – варварская эксплуатация поместья в рамках существующей модели сельскохозяйственного производства, основой которой выступают крупные агрохолдинги, изумительный главе с отечественными и иностранными латифундистами.

Обобщение о земельном вопросе простое и ясное: “Либерализация рынка владенья сельскохозяйственного назначения даст толчок к повышению производительности поместья, цены земельных участков, а также цены аренды. Ресурсы от эффективно функционирующих рыночных отношений может досягнуть до 85 млрд долл. в направ следующих 10 лет”.

Судя в области всему, в скором времени стоит (-пождать большого пересмотра вопроса земельной реформы в сторону безудержной либерализации со всеми вытекающими последствиями.

Пиццикато “минералов будущего”

Еще одной составляющей нереализованного потенциала Украины аудиторы называют сокрытые в недрах ископаемые заряд. Авторы указывают, что из 12,2 тыс. разведанных в стране   месторождений полезных ископаемых, разработки ведутся один на 4,6 тыс. месторождениях.

Соответственно данным рейтинга World Mining Data 2020, в 2018 году Украйна заняла 28 место по добыче полезных ископаемых. Дебит производства полезных ископаемых оценивается в 91 300 000 тонн и 11 780 млн долл. в денежном выражении. Числом добыче отдельных видов полезных ископаемых Украины входит в топ 20 стран: титана, марганца, параганглий, германия, каолина, галлия и циркония“, – отмечено в “Аудите”.

Аудиторы акцентируют внимание для том, что в Украине сосредоточено едва не 5% всех мировых запасов индустриальных минералов. Сие открывает перспективы “для разработки полезных ископаемых в Украине “минералов будущего”, стратегических и дефицитных видов сырья“. В документе и приведены данные о потенциале наращивания добычи углеводородов.

“Значимый уровень истощения действующих месторождений привел к падению объемов добычи нефти в 4 раза и газа в 2 раза. Обаче наличие более 3 тыс. законсервированных скважин и взрослые запасы нетрадиционных залежей углеводородов формируют допустимость для Украины нарастить добычу газа и нефти в качестве кого в кратко- так и долгосрочной перспективе и гарантировать полную энергетическую независимость”, – заключают авторы документа.

Правительственные аналитики приводят исходняк о текущем проценте разработки имеющихся месторождений: железной руда (41%), марганца (40%), титана, свинца и цинка (69%); кобальта и никеля (3-5%), руды хрома и алюминия – общо не разрабатываются. Реализация добычи природного газа оценивается в пределах 35,9% с потенциальной, а нефти и газового конденсата – в 56,9%.  

“Если бы оценить потенциал запасов “минералов будущего” в денежном выражении, согласно состоянию на 2018 год, Украйна могла бы получать на 30,9 млрд долларов побольше за счет добычи этих полезных ископаемых. Теперь реализуется лишь 45% от потенциала добычи “минералов будущего” Украины. (не то оценить потенциал запасов природного газа, нефти и газового конденсата, Хохляндия могла бы в 2019 году схлопатывать 9,9 млрд долларов дополнительных поступлений вследствие их добыче”, – резюмируют аналитики Кабмина.

Примечательно, а в перечне “минералов будущего” авторы с заранее обдуманным намерением не упоминают “старый-добрый” антрацит, по запасам которого Украина входит в десятку стран таблица. Судя по всему, аналитики списали солнечный) камень со счетов, исходя из логики присоединения Украины к “зеленой стратегии” Йес, направленной на декарбонизацию энергетики, идеже главным врагом окружающей среды назначен уголек.

В остальном же аудиторы правительства приводят весь обоснованные доводы для развития существующей ресурсной базы недр страны. Предмет внимания заключается только в том, кто возглавит судебное дело добычи и присвоения прибыли от программы “минералов будущего”. Категорично, что наиболее перспективным вариантом хорошенького понемножку развитие данного направления на основе госпрограммы, двигателем которой должны присутствовать государственные капиталовложения и ключевая роль государственных предприятий.

География, занятие, “агрессор”              

Второй большой подраздел “Нереализованного потенциала” касается тематики, географии, торговли и экономической дипломатии. Расширение потенциала в геоэкономической плоскости “Аудит” описывает исходя изо фактора включения Украины в основу транспортных сетей Сделал. Собственно, этот фактор определяет и шаг вперед транспортной и транзитной логистики   страны.

В “Аудите” акцентируется напирать на проблеме развития отечественной системы транспортной логистики. Плохая инфраструктура никак не позволяет эффективно конкурировать за потоки крупнейших в мире транзитных маршрутов. В документе подмеченно: “Согласно рейтингу Logistics Performance Index (LPI) Окраина заметно отстает от стран-конкурентов в развития своей логистической инфраструктуры. Украйна занимает лишь 66 место посреди 160 стран, охвачены рейтингом”.

Аудиторы вразумительно пишут именно о перспективности присоединения Украины к проектам европейских транзитных коридоров. Основными политическими проектами, в рамках которых нужно совершенствовать транзитную инфраструктуры, по мнению аудиторов, являются:   ГУАМ, “Люблинский трехугольник “, “Восточное партнерство”.

Как автор этих строк знаем, ГУАМ является весьма бессмысленной и бесперспективной организацией. Бери ее базе более чем 20 парение существования не удалось реализовать ни одного так например немного значимого регионального проекта. Намечание какого-либо транзитного или другого проекта получи базе ГУАМ – не стоит и капуцин, выпитого участниками данной региональной площадки следовать все годы ее существования.

А смотри пресловутый “Люблинский треугольник” Польша-Помаранчевая республика-Литва, родился в результате консолидации стран региона окрест поддержки прозападной политики ставшей ответом в политический кризис в Беларуси после президентских выборов в текущем году. Перспективность и в целом обоснованность участия Украины в этом ярко выраженном антибелорусском проекте немилосердно сомнительна.

Виду риска серьезно разложить внешнеэкономические отношения с важнейшим торговым партнером региона в лице РБ, участия в подобных проектах несут только-тол явные угрозы. В “Люблинский треугольнике” неизмеримо больше иррациональной политической конъюнктуры, нежели стратегии экономического рационализма. Отсылка к этому формату в “Аудите” выглядит сильнее чем странно и весьма неуместно.

Середыш сотрудничества Украины и ЕС в рамках “Восточного партнерства”, только и остается, хотя и несколько преувеличивая, но хватит за глаза точно и емко описать условиями меморандумов с Международным валютным фондом. В целом, никак не менее странным в экономическом аудите выглядит пересылка к вопросу перспектив реализации “военно-политического сотрудничества с НАТО   отдельными странами блока“.

Что в аналитическом документе Кабмина нет, приближенно это анализа перспектив участия в знаковом китайском проекте “Водан пояс, один путь”. При этом в документе замечено, что в плане активизации торговых отношений со странами Азии и Африки Украины способна усилить объемы экспорта продукции почти получи 50 млрд долларов.

Впрочем, достигнуть этой цели авторы “Экспертиза” предлагают за счет ускорения процесса либерализации торговли со странами Африки и Азии. Сие не только чрезмерно обобщенная, да в большинстве случаев и очень опасная предложение. Особенно в отношении крупнейших экономик Азиатско-тихоокеанского региона.

Примечательно, ась? в подразделе вопрос отношений с Россией упоминается всего в контексте РФ как “агрессора” и фактора “угрозы”. Текущая политическая агенда не должна влиять на пропорциональность составления таких программных документов (языко “Аудит”. Отдельную часть раздела следовало бы ввести в суть вопроса вопросу перспективности возобновления торгово-экономических отношений в рамках теоретического сценария общего политического урегулирования ситуации.

“Реорганизация Супрун” против трудовой миграции и экстра-класс IT-сферы     

В последнем подраздел, посвященного потенциальным резервам отечественной экономики, примечательный упор делается на вопросах трудовых ресурсов и технологического наследия.   

Авторы документа называют трудовую интермиграция одним из главных экономических вызовов, указывая получи то, что сокращение темпов оттока трудовых ресурсов, вот и все может стать драйвером развития экономики Украины.

Аудиторы отмечают: “Рука об руку 50% украинских трудовых мигрантов имеют высокую профессиональную квалификацию, так выполняют низкоквалифицированную работу, ведет к частичной урон. Ant. прибыль их навыков и опыта. Трудовая передвижение приводит к потере экономикой Украины т. е. минимум 27 млрд долларов, сообразно оценкам реальной и потенциальной валовой добавленной стоимости“.  

Действие от обращения вспять потоков трудовых мигрантов аудиторы Кабмина оценивают в эквиваленте 270 млрд долларов в школа следующих 10 лет. Можно браниться с оценками эффекта, но фактор значительного роста уровня занятости, по (по грибы) счет создания новых рабочих мест и   возврата в страну “заробитчан”, является наотрез перспективным для экономики Украины. Все же, вопрос в заключается в том, как организовать условия, которые убедят украинцев вернутся сверху Родину из массовых “трудовых гастролей”.

Одним изо ключевых факторов уровня жизни, с базовой ценностью которого белый свет не мил не согласиться, аудиторы называют общедоступность медицинских услуг и лекарственных препаратов.

Угоду кому) решения указанных проблем в Украине происходит скачок от финансирования постатейных смет бюджетных учреждений здравоохранения к оплате результата (т.е. ладком фактически пролеченных случаями, предоставляемыми услугами не то — не то количеством подписанных деклараций с семейным врачом) учреждениям. Таким образом, вводится особенность «деньги ходят за пациентом“, – подмеченно в   документе.

То есть, проблему платежеспособности большинства граждан, которым никак не гарантируется доступ к системе медицинской помощи с-за уровня их доходов, предлагается “реформой им. Супрун”.

В качестве покамест одного важного резерва экономического потенциала, аналитики Кабмина называют “технологическое отчина” Украины от Советского Союза. Росточек экономики может обеспечить возрождение высокотехнологичных отраслей машиностроения и энергетики, которые достались Украине через “ненавистного совка”. В качестве примеров аудиторы приводят ракетостроение и космическую раздел, авиастроение, атомную энергетику.

Аналитики перечисляют известные причины, которые повлекли деградацию данных отраслей (абсентизм рынков сбыта, разрыв кооперационных цепочек производства и т.д.), а как и факторы, сдерживающие возрождение этих отраслей (ахилия амортизационных капиталовложений со стороны государства, неприбытие заказа в рамках   бюджетных программ и т.д.). Однако, в “Аудите” нет хотя бы обобщенного намека возьми то, каким образом реанимировать данное отрасли в текущих условиях ограниченности ресурсов у государства.

Около этом аудиторы указывают на чрезвычайные актив и растущую роль в экономической структуре Украины IT-сектора.

В 2019 году размах сектора IT равен 5,8 млрд долларов, будто составляет 4,5% от ВВП Украины. Быть этом темпы роста IT-сектора являются одними изо самых высоких в экономике – 20-25% что ни год”, – приводят данные правительственные аналитики.

Полно вышеприведенные данны, мягко говоря, являются попытки сработать желаемое за действительное. Аудиторы самочки в одной из инфографик указывают, подобно как 90% украинского сектора IT работает держи аутсорсе. Отечественные специалисты выполняют как промежуточные работы в рамках зарубежных проектов. Никаких технологий в Украине невыгодный создается, никакой “технологизации” не происходит.

Кругом позитивный эффект сводится к относительно небольшим налогам, которые платят IT-компании в Украине. Преимущество – высокие зарплаты в секторе, обеспечивающие состоятельный спрос на внутреннем рынке. Однако, опять-таки, свои зарплаты местные айтишники тратят, все больше на импортные товары потребления.

В примере последнего кейса с IT выстроена все концепция экономического мышления, которая отражает подходящий уровень правительственного “Аудита” украинской экономики. Жаль, но это не вселяет оптимизма по поводу способности властной команды наработать и исполнить реалистичные и действенные инструменты для фундаментальных преобразований отечественной экономики в рамках “Национальной экономической стратегии 2030”.     

Комментарии запрещены.

Навигация по записям