Эксперты разведы­вательно-аналитической компании Stratfor сделали предположение, что российский лайнер А321 на Синайском полу­острове могли взорвать бомбой, которую пронесли неизвестные на борт воздушного судна.

– Исключив все альтернативные сценарии, наиболее вероятной причиной падения самолета считаем наличие взрывного устройства на борту, – заявили эксперты Stratfor.

Обломки российского самолета в Синайской пустыне сейчас под охраной египетских военных. Фото: Maxim Grigoriev/Russian Ministry for Emergency Situations via/AP Photo

Они уточнили, что самолет не мог подвергнуться атаке террористов с земли (американский инфракрасный спутник не зафиксировал тепловой след попадания ракеты земли), так как его путь пролегал в стороне от мест, где используется оружие, которое могло ему повредить на высоте более 9000 метров. В выводах компании говорится, что полностью исключать неисправность самолета нельзя, но важно понимать, что трагедия произошла, когда самолет прошел пик механических нагрузок на двигатель (они на максимуме на взлете и во время посадки).

В хронике, которая ведется по крушениям Airbus A320 с 1988 года, приведено 33 печальных случая (включая последний). Все они имели место либо на взлете, либо во время посадки. Исключениями можно считать крушение над Яванским морем в 2014 году, когда самолет облетал грозовой фронт (могла попасть молния), и человеческий фактор – самоубийство пилота в марте над Французскими Альпами. Во время полета над Египтом самолет набрал высоту, но вдруг мгновенно разрушился, а его фрагменты стали падать вниз по направлению полета со скоростью до 2 километров в минуту (это зафиксировали радары).

Как правило, техническая неисправность самолета не вызывает мгновенных разрушений в воздухе. Даже если у самолета отказывает один из двигателей, он может сесть. В 2009 году в оба двигателя Airbus A320, который успел набрать 3000 метров, попали птицы, и двигатели отключились. Летчики спланировали и приводнили полностью заправленный самолет на реке Гудзон, напротив 48-й улицы Манхэттена. Самолет даже не пострадал.

– Думаю, что будут рассматриваться две версии: техническая неисправность и теракт на борту воздушного судна, – предполагает директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. – Важно отметить, что судно потерпело крушение во время выхода на эшелон. И если не было четких сообщений о конкретных неисправностях на борту и запроса об экстренной посадке, то это может говорить о возможном захвате судна и тер­акте.

В понедельник вечером глава Росавиации Александр Нерадько официально заявил, что большая площадь разброса обломков свидетельствует о том, что самолет разрушился на большой высоте. А представитель авиакомпании “Когалымавиа” Александр Смирнов сделал заключение, о том, что самолет был исправен, а подготовленный профессиональный экипаж вопреки слухам не сообщал о неисправностях и даже не просил помощи египетских диспетчеров.

– В момент начала развития катастрофической ситуации экипаж полностью потерял работоспособность, именно этим можно объяснить то, что не было ни одной попытки выйти на связь и доложить об аварийной ситуации на борту маршрута, – заявил СМИ заместитель гендиректора “Когалымавиа” по инженерному обеспечению Андрей Аверьянов.

Все эти заявления специалистов уже подтвердила предварительная экспертиза черных ящиков. 

СПРАВКА “КП”

Напомним, самолет Airbus A321 авиакомпании MetroJet (“Когалым­авиа”) разрушился в воздухе недалеко от крупнейшего города в провинции Северный Синай в Республике Египет 31 октября. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли. Фрагменты фюзеляжа и кресел самолета находят в пустыне до сих пор. Территория поиска уже представляет собой эллипс, который растянулся до 20 километров. 

ВОПРОС РЕБРОМ

Как взрывчатка могла попасть на борт?

К сожалению, выводы американских аналитиков очень похожи на правду.

Но как взрывчатка могла попасть на борт самолета? Эксперты говорят, что слабым звеном в обеспечении безопасности всегда является доставка на борт питания для пассажиров и их багажа. Многие туристы сразу после возвращения из Египта обнаруживали, что их багаж вскрывался, портился или из него пропадала всякая мелочь. Как правило, пострадавшие редко в таких случаях обращаются с претензиями к перевозчикам. Понятно, что террористам всегда проще найти общий язык с теми, кто преступает закон и сбывает краденое. Такого сотрудника аэропорта всегда можно убедить что-нибудь подложить в багаж пассажира.

Важно также понимать, что для взрыва самолета, внутри которого создается постоянное давление, нужны граммы взрывчатки. 

РЕПОРТАЖ ИЗ ПЕТЕРБУРГА 

“Господи, а если я не смогу его опознать?” 

Фото: Александр ГЛУЗ

Началась тяжелая процедура опознания погибших.

По Екатерининскому проспекту медленно движется фура-рефрижератор, ее сопровождают две машины ДПС. Грузовик направляется к зданию бюро судебно-медицинской экспертизы. В кузове – скорбный груз 200…

Родных пассажиров погибшего рейса Шарм-эль-Шейх – Петербург просили приехать на опознание не раньше девяти утра. Но люди от горя не спали уже вторые сутки. 

– Как меня зовут? Меня зовут Алексей… Нет, Александр, – сорокалетний мужчина несколько секунд беспомощно смотрел на пришедшего с ним друга и вдруг начал рыдать. – Володь, я не помню, как меня зовут. Представляешь, не помню. 

К зданию бюро судебно-медицинской экспертизы пропускали только родственников погибших и тех, кто здесь по работе. 

– Тут очень тяжело, – признался сотрудник МЧС Андрей, выбежавший в “самоволку” до ближайшего ларька за сигаретами. – Приезжает машина, мы выгружаем тела, потом небольшая передышка и снова выгружаем. Хочу напиться. У нас все хотят. До чертиков. Но нельзя. Сейчас нельзя… 

Опознание проходило медленно. Не у каждого хватало смелости увидеть родного человека мертвым. 

Сразу после процедуры опознания спасатели старались загрузить людей мелкими поручениями. Только бы они не думали о том, что увидели в зале.

– Надо ему рубашку привезти. Ту, которую мы ему летом купили, – говорит самой себе старушка в потертом сереньком пальто. – Обязательно надо принести ему эту рубашку. И брюки. Новые, а то старые уже порвались. Мне так сказали…

Чтобы не подвергать родных погибших еще большему стрессу, с телами первым делом работают следователи и работники бюро судмед­экспертизы.

– Исходя из описания, предоставленного родственниками, следователи ищут какого-то конкретного человека. Показывать людям все тела – это слишком жестоко. Поэтому сначала пытаемся отыскать нужного человека по приметам, – пояснили в оперативном штабе.

Первым делом родным показывают фотографии тел. И только если есть сомнения и вопросы, проводят в зал, где стоят гробы с останками.

Хуже всего приходилось тем, кто не смог опознать родного человека.

– Я не смогла никого узнать, – рыдает, прижавшись к забору немолодая женщина. – Господи, а если не смогу? Что, если его так и похоронят безымянным?

Люди приносят к моргу цветы и мягкие игрушки.

Красные гвоздики – в память о взрослых.

Медвежата и собачки – для детей…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Две основные версии авиакатастрофы в Египте

Версия 1. Техническая неисправность 

Airbus этой серии считается достаточно надежной машиной, с большим запасом прочности. Но рухнувший А321 имел не самую простую историю и уже попадал в передряги.

Есть версия о том, что у Airbus мог отказать мотор, а то и сразу два. Тем более что, по некоторым сведениям, пилоты до рокового рейса жаловались на неполадки именно в них.

Версия 2. Месть за Сирию

Ответственность за взрыв А321 взяло на себя исламское государство.

Это сообщение было размещено в Твиттере новостного ресурса Aamaq News Agency. По сути – пропагандистский рупор “Исламского государства”: “Бойцам ИГ удалось сбить российский самолет с 220 крестоносцами на борту над провинцией Синай. Все они были убиты, слава Всевышнему”.

Но! Сбить самолет на большой высоте террористы вряд ли могли – у них нет вооружений, способных поразить цель на такой высоте. Ни один ПЗРК (переносной зенитный ракетный комплекс) достать лайнер на восьмикилометровой высоте не способен. Его ракета бьет максимум на шесть. Но не исключено, что на борту был смертник. 

Комментарии запрещены.

Навигация по записям