Счетная палата рассмотрела проект бюджета на 2016 год и написала 735 страниц замечаний. РБК решил остановиться на пяти пунктах.

Заработать на бирках для ключей

Сегодня бюджетный комитет Госдумы планирует обсудить проект бюджета на 2016 год. Эта процедура обязательна перед рассмотрением бюджета в первом чтении. Экспертиза законопроекта, проведенная Счетной палатой, в основном фиксирует спорные моменты эффективности бюджетного планирования, проведенного правительством. Основная претензия Счетной палаты: представленные расчеты по доходам и расходам непрозрачны.

Наиболее «дорогое» обвинение в непрозрачности расходов касается целевых статей. Их объем — 6,4 трлн руб. (49,3% общего объема расходов). Из этих статей оплачивается выполнение функций госорганов и учреждений. Счетная палата отмечает, что в бюджете отсутствует достаточно детальная классификация расходов на эти цели. Однако прежние проверки госорганов уже зафиксировали нарушения и махинации именно в этой части расходов. Еще в конце 2014 года и в начале 2015-го госорганы разработали и утвердили нормативные затраты на обеспечение своих функций. Но при составлении бюджета на 2016 год эти нормативные затраты учитывались только по 18 из 64 ведомств.

Счетная палата в докладе предупреждает о возможных нарушениях на примере двух госорганов. Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) рассчитывает приобрести писчую бумагу формата А3 на 39,6% дороже предельной цены, установленной нормативными затратами. Эта же организация собирается приобрести бирки для ключей в 8,1 раза выше предельной цены. Другая организация, названная в докладе, Федеральная налоговая служба. На 2016 год служба запланировала на охрану здания, обеспечение мероприятий гражданской обороны и государственной дактилоскопической регистрации, приобретение мебели и автотранспортное обслуживание для центрального аппарата 208,4 млн руб. также без учета нормативных затрат.

Бюджетные резервы

Наиболее обобщенно доклад исследует бюджетные резервы, которые Счетная палата оценила в 1,24 трлн руб. «Объемы резервирования, предусмотренные в проекте федерального бюджета на 2016 год, в 4,4 раза выше объемов резервных средств, предусматриваемых на 2015 год (280,6 млрд руб.)» — говорится в докладе. Минфин в своей пояснительной записке к бюджету сообщает, что бюджетные резервы равны 757,8 млрд руб. Оба ведомства при этом ссылаются на один и тот же вид расходов под номером «870».

По поводу резервов Счетная палата сдела только два замечания. Первое касается 65 млрд руб. Они зарезервированы на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан и для поддержки бюджетов регионов. Счетная палата сделала вывод, что эти цели совпадают с целями «антикризисного плана» 2015 года. Но в отличие от 2015 года, на 2016 год «отсутствует порядок расходования данных средств», и правительство не планирует подготовку «антикризисного» плана на следующий год.

Указы президента

Рост расходов в 2016 году на майские указы президента Владимира Путина по сравнению с 2015 годом на 14% не обещает достижения правительством поставленных целей. Всего по проекту бюджета на указы выделяется 676,1 млрд руб.

Главное замечание Счетной палаты: правительство не представило оценку обоснованности необходимых затрат. Выводы Счетная палата делает на основании собственных контрольных мероприятий. Например, по указу «О долгосрочной государственной экономической политике» (№ 596) показатель «создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году» по итогам 2014 года составил, по расчетам Счетной палаты, 16,95 млн единиц. При этом, по данным Росстата, прирост высокопроизводительных рабочих мест ежегодно сокращается: с 1,85 млн единиц в 2012 году до 1,12 млн единиц в 2013 году и до 0,79 млн единиц в 2014 году.

По указу «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предусматривающего рост зарплат врачам, учителям и работникам культуры до среднего уровня в регионе, Счетная палата зафиксировала сокращение этих расходов на 18,9% к уровню 2015 года. При этом показатели в текущем году не достигнуты, говорится в докладе.

Среди «проблемных» назван и указ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Установленные на 2014 год целевые показатели расселения аварийного жилищного фонда в полном объеме достигнуты лишь в 57 регионах. В 26 субъектах Российской Федерации целевые показатели не выполнены, при этом в Республике Калмыкия, Забайкальском крае, Республике Тыва достижение целевого показателя составляет менее 10%.

Непрозрачность доходов

Почти 718 млрд руб. в доходной части бюджета — это цифры, которые не подтверждены никакими расчетами, отмечает Счетная палата. Доля доходов, по которым не представлены расчеты, составляет 5,2%. По мнению Счетной палаты, «это свидетельствует о недостаточной прозрачности формирования доходной части» бюджета.

Главный источник такой непрозрачности — это, во-первых, доходы от перечисления части прибыли Банка России (336 млрд руб.) и так называемые безвозмездные поступления (196 млрд руб.), к последним относятся дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы, иные межбюджетные трансферты и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц и международных организаций.

Кроме того, Счетная палата убеждена, что у государства есть существенные резервы для пополнения доходной базы бюджета. Речь идет о потенциальном сокращении совокупной задолженности перед бюджетной системой по налоговым и таможенным платежам, которая на 1 октября превысила 1,1 трлн руб. В частности, как отметила глава Счетной палаты Татьяна Голикова на брифинге для журналистов, такой резерв есть у Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)  — это суммы начисленных, но не взысканных с плательщиков доходов. У Росфиннадзора более 800 млрд руб. дебиторской задолженности по штрафам за нарушение валютного законодательства. Основная причина образования этой задолженности — неуплата фирмами-«однодневками» административных штрафов за невозврат валютной выручки, то есть «увод валютной выручки за рубеж», пояснила Голикова.

Оптимизация расходов

По расчетам Счетной палаты, по отдельным направлениям расходов имеются резервы возможной оптимизации бюджетных ассигнований в объеме около 78,4 млрд руб. Например, можно оптимизировать расходы в 22,2 млрд руб., потребность в которых недостаточно обоснована (отсутствуют материалы, подтверждающие расчеты, планы научно-исследовательских работ, не согласованы в установленном порядке планы информатизации, не обосновано увеличение стоимости работ, отсутствует проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта и др.), указывает ведомство.

Другой пример — деньги, которые выдаются автономным и бюджетным учреждениям на выполнение госзаданий, и иные субсидии, рассказала Голикова. «В принципе, у них есть остатки. Понятно, что никто со своими остатками расставаться не хочет, — сказала она. — Эти остатки копятся год от года […] Возникает вопрос: если мы аккумулируем такие объемы платных услуг и не используем их на текущую деятельность этих учреждений, то зачем мы их аккумулируем?»

Комментарии запрещены.

Навигация по записям