Российский бюджет недополучает триллионы рублей из‑за неучтенных экспортно-импортных операций, утверждают депутаты Госдумы. ФТС претензии отвергает, называя их популизмом.

За первые семь месяцев 2015 года Федеральная таможенная служба (ФТС) доначислила таможенных платежей и вменила штрафов на сумму 5,6 млрд руб. и ожидает, что по итогам года будет доначислено не меньше прошлогодних 7,3 млрд руб. (за семь месяцев этого года суммы уже на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого), следует из ответа официального представителя ФТС Александра Смелякова на запрос РБК. А группа экспертов под руководством вице-спикера Госдумы Николая Левичева утверждает, что ФТС ежегодно недополучает до $40 млрд — это 1,3 трлн руб. по среднему курсу за 2013 год, за который велись расчеты. Это в сотни раз больше, чем таможенникам удается доначислить ежегодно в результате доступных механизмов.

Левичев считает, что если бы ФТС взяла на вооружение разработанную экспертами методику оценки таможенных потерь, то российский бюджет мог бы избежать значительной части грядущих секвестров. Но ФТС в ответе РБК назвала представленные депутатом оценки «популистским преувеличением» и предлагает дорабатывать существующую методику оценки выпадающих доходов.

Как ранее сообщал РБК, рабочая группа с участием экспертов РАН под руководством депутата Николая Левичева подсчитала, что общие потери российского бюджета от недобора таможенных платежей только в 2013 году могли достигать $40 млрд. Эксперты при расчетах использовали данные по торговле ФТС, МВФ, ВТО, ООН, а также данные ЦБ. Расчеты проводились следующим образом: данные по экспорту/импорту со стороны России сопоставлялись с соответствующими данными со стороны торговых партнеров, расхождения корректировались на коэффициент, позволяющий учесть затраты на логистику, а затем эти данные умножали на средневзвешенный размер таможенных пошлин. При расчетах эксперты использовали данные за 2013 год, поскольку они были «наиболее полные и уточненные», указывает один из авторов методики, глава Института проблем рынка РАН Валерий Цветков. Данные подтверждались данными системы таможенно-банковского валютного контроля ЦБ.

В январе—июле 2015 года ФТС взыскала таможенных платежей и штрафов на сумму 2,26 млрд руб., говорит представитель ФТС. Всего в 2014 году ФТС перечислила в федеральный бюджет более 7 трлн руб.

Согласно материалам группы Левичева, расхождения между данными ФТС об импорте в Россиюиэкспорте из России и соответствующими данными стран — торговых партнеров достигают по отдельным группам товаров 50% и выше. Однако, как утверждает ФТС, за прошедшие десять лет прямое расхождение, например, данных по импорту России и экспорту стран — торговых партнеров России сократилось в четыре раза: с минус 28,2% до минус 5,1% в 2013 году.

Действующие правила

Методические рекомендации, которые сейчас используются для выявления расхождений, были приняты в 2008 году — совместным приказом ФТС России, Минэкономразвития и Росстата. Для проведения сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли в качестве первичных источников информации используются электронные базы данных Международного валютного фонда и ФТС, при этом при сопоставлении учитывается соотношение затрат на логистику — транспортировку, погрузку и страхование товара. Сейчас этот коэффициент равен 1,056. Для стран, имеющих общую границу с Россией (страны СНГ, Прибалтика, Финляндия), такой коэффициент не применяется.

«По нашей методике можно определить потери, в том числе по какому товару, а также кто оформлял паспорт ВЭД», — говорит РБК Цветков. «Если брать мнимый экспорт — разницу между тем, сколько экспортеры представили к возмещению НДС и сколько экспортных сделок проведено. Там разница примерно в $24 млрд в 2013 году», — добавляет президент Экспертно-аналитического центра по модернизации экономики Александр Чуев, который также работал над новой методикой. Чуев отмечает, что действующие методические рекомендации не позволяют проанализировать расхождения по отдельным группам товаров.

Методологический спор

Позиция ФТС заключается в том, что необходимо взять за основу действующую методику и доработать ее. Методику РАН в службе считают «неполной» и не учитывающей целый ряд особенностей. При ее обсуждении «большинство предложений ФТС России не были учтены», говорится в комментарии ФТС. «Методика РАН не содержит новых идей и подходов к проведению расчетов, не учитывает логистики доставки товаров (часто не совпадают страна-экспортер и страна происхождения товаров). Она игнорирует особенности ведения статистики в разных странах и не подтверждена экспертными расчетами, основанными на реальных цифрах», — говорится в письменном ответе ФТС.

Таким образом, представленная рядом депутатов оценка объема недополученных таможенных платежей является «популистским преувеличением, не основанным на достоверной методике расчета», заявляет ФТС.

Цветков подтверждает, что эти нюансы, которые перечисляет ФТС, действительно не учитывались при расчетах по предложенной методике, но, по его словам, никакие претензии представители ФТС на заседании рабочей группы не озвучивали. Александр Чуев утверждает, что частично предложения ФТС были учтены. В частности, в расчетах применялись и данные МВФ, а также учитывался поправочный коэффициент. Но эксперты в своей методике применяли коэффициент 1,087. Он был выбран после анализа данных по расхождению между экспортом и импортом стран «большой двадцатки», в том числе России. Среднее значение — расхождение в 8%, указывает Чуев.

Как ранее сообщал РБК, методику должны были представить спикеру Госдумы Сергею Нарышкину. Чуев утверждает, что это сделано. РБК направил запрос в аппарат Нарышкина, к моменту публикации материала ответ не получен. Связаться с Николаем Левичевым на момент подготовки материала не удалось.

При участии Светланы Бочаровой

Комментарии запрещены.

Навигация по записям