Чиновники и бизнес предлагают способы, как удержать тарифы естественных монополий. Один из таких способов: при повышении ориентироваться не на индекс потребительских цен, а на индекс цен производителей.

Вариант бизнеса

При повышении тарифов естественных монополий для населения государство может, как и раньше, ориентироваться на индекс потребительских цен (ИПЦ, его мы привыкли называть официальной инфляцией), а при повышении для предприятий — на средний индекс цен производителей (ИЦП) за 2011–2014 годы. Такое предложение продвигает бизнес-омбудсмен Борис Титов.

ИЦП в отличие от потребительской инфляции рассчитывается на основе не розничных, а оптовых цен и не учитывает изменение цен на услуги. По­этому он гораздо ниже: в 2014 году, например, потребительский индекс был 11,4%, а индекс производителей — 5,9%. Соответственно, ниже и индексация (см. таблицу).

Правда, в нескольких отраслях ИЦП растет быстрее — в сельхозпроизводстве, а также производстве пищевых продуктов, напитков и табака. «Сельхозпереработчики очень сильно зависят от входящих цен, которые диктует рынок. Например, подсолнечное масло в бутылке у нас за год подорожало в среднем на 40–50%, потому что мы год назад в это же время покупали подсолнечник по 12–13 руб. с НДС, а сейчас — по 23–25 руб., — объясняет Константин Петин, финансовый директор компании «Астон». — Сельхозпроизводители подняли цену в два раза, хотя у них издержки не росли такими высокими темпами. Порядка 90% себестоимости подсолнечного масла — это стоимость подсолнечника. Если нам сейчас так же поднять цены на энергию, газ, водоснабжение, то мы будем в убытке».

Для отраслей, где ИЦП велик, предлагается сохранить старую систему, говорит руководитель Экспертного центра при омбудсмене Анастасия Алехнович.

Свое предложение о тарифах Титов хочет включить в проект поручений, которые президент раздает, заслушав ежегодный доклад омбудсмена о состоянии делового климата (тарифы тут играют ключевую роль: доля услуг монополий в  затратах предприятий доходит до 20%, говорит РБК представитель Минпромторга). В четверг, 10 сентября, этот список обсуждался на совещании, где были представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС, которой перешли полномочия Федеральной службы по тарифам), Минэкономразвития, Минпромторга и т.д. Все перечисленные ведомства проанализируют предложение по тарифам, сообщили РБК их пред­ставители.

До 30 сентября проект поручений будет направлен президенту Владимиру Путину, говорит Алехнович.

Вариант чиновников

У правительства уже есть способ обосновать индексацию тарифов ниже инфляции. В майском прогнозе социально-экономического развития записано, что за основу будет взята инфляция (прогноз — 11,9%), «очищенная» от влияния контрсанкций и девальвации. Сейчас это 7,5%, но некоторые предприятия могут получить и повышенную индексацию, вплоть до 15% (правительство предлагает вилку, см. таблицу).

Вариант монополий

Оба варианта индексации — что по ИЦП, что по очищенному ИПЦ — меньше того, что хотят монополии. РЖД просили проиндексировать грузовые тарифы на 17,7%. Как сообщал ТАСС, Россети предлагали увеличить индексацию до 15%.

«Новый подход может отрицательно сказаться на естественных монополиях, — предупреждает собеседник в одной из энергетических компаний. — Сложно говорить о каком-либо планировании инвестиционных программ в ситуации, когда правила регулирования долгосрочных тарифов предлагают менять чуть ли не по нескольку раз за год. Существенный недостаток ограничения тарифов как по существующей формуле, так и с использованием индекса цен производителей заключается в том, что ко всем предприятиям независимо от их рентабельности применяется один и тот же недифференцированный подход».

«Действующая система регулирования тарифов приводит к тому, что компании уже сокращают свои инвестиционные программы. Это факт, — говорит директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов. — В 2014 году тарифы были заморожены, в 2015 году индексация была ниже инфляции, в 2016 году она планируется ниже инфляции. Так естественные монополии живут уже три года. Очевидно, что у компаний накапливаются проблемы. В итоге те долгосрочные программы, которые утверждались, не могут быть реализованы. Особенно это коснулось электросетевых компаний, схожая ситуация в тепло- и водоснабжении. Для бизнеса это тоже нехорошо: возникают риски ограниченного доступа к инфраструктуре, поскольку компаниям не на что ее строить». «Я сторонник того, что с каждой компанией необходимо разбираться индивидуально, а не индексировать тариф на усредненный показатель. Регулирование должно быть более предметным», — добавляет он.

Представители «Газпрома» и РЖД отказались от комментариев, в «Россетях» не ответили на запрос РБК.

При участии Людмилы Подобедовой и Анатолия Темкина

Комментарии запрещены.

Навигация по записям