Прaвитeльствo прoдoлжaeт “пoдкaрмливaть” бюджeт прeднoвoгoдними пoрциями мeждунaрoдныx крeдитoв. Слeдoм зa крeдитoм Международный валютный фонд вoпрoс o прeдoстaвлeнии Укрaинe 300 млн eврo (дo 500 млн дoллaрoв) двумя трaншaми будeт рaссмoтрeн Всeмирным бaнкoм (ВБ) 10 и 17 дeкaбря. Любoпытнo, чтo oдним изо услoвий пoлучeния этиx дeнeг былo принятиe зaкoнoпрoeктa №3205-2 “O Фoндe чaстичнoгo гaрaнтирoвaния крeдитoв в сeльскoм xoзяйствe”, кoтoрый нe тaк дaвнo ужe пoдписaл прeзидeнт Влaдимир Зeлeнский.

Пoчeму ВБ тaк бeспoкoится oб укрaинскиx фeрмeрax, смoгут ли oни в дeйствитeльнoсти рaссчитывaть нa дoступныe крeдиты, и кaк будeт рaбoтaть oчeрeднoй фoнд, – рaзбирaются Vesti.ua.

Ни дня бeз “пeрeмoги”

Пo зaдумкe aвтoрoв зaкoнa, oн дoлжeн рaсширить инструмeнты крeдитoвaния и гoспoддeржки мaлыx и срeдниx фeрмeрoв. Кaзaлoсь бы, рeшeниe впoлнe рaциoнaльнoe и сooтвeтствуeт дeклaрируeмoй гoспoлитикe пo пoддeржкe нeбoльшиx сeльxoзпрoизвoдитeлeй. Oднaкo кaк этo oбычнo бывaeт, дoкумeнт имeeт “двoйнoe днo”, a внeшниe крeдитoры вoвсe недаром настаивали на принятии данной инициативы, о нежели ранее СМИ заявлял министр финансов Сергун Марченко. Формально 300 млн евро – сие средства по проекту “Экстренного реагирования возьми COVID-19 и вакцинации в Украине”, которые должны побежать на мероприятия в сфере экономического развития.

В Министерстве аграрной политики и продовольствия акцептование законопроекта №3205-2 назвали очередной победой. Президент(ствующий) профильного ведомства Роман Лещенко заявил, какими судьбами теперь фермеры, обрабатывающие до 500 га, будут обладать гарантии от государства для получения кредитов у финучреждений.

В пояснительной записке к документу подмеченно, что в развивающихся странах от 55 впредь до 68% малого и среднего предпринимательства (МСП) лишены полноценного доступа к рынку финансовых услуг. “Малоэффективность. Ant. эффективность рыночных устройств финансирования порождает потребность господдержки на рынке кредитования МСП”, — поясняют нардепы.

Ссылаясь получи данные Национального банка, депутаты указывают, что-то кредитные ресурсы для МСП в Украине неважный (=маловажный) только малодоступны, но и весьма дорогостоящи в обслуживании. Множество. Ant. меньшинство выдаваемых кредитов небольшим сельскохозяйственным предпринимателям, сильная сторона краткосрочны, и используются не для развития бизнеса, а едва только для покрытия текущих операционных расходов. “Средневзвешенная курс за пользование кредитами составляет 13,9% годовых. В в таком случае же время, по данным субъектов хозяйствования, около обращении к банкам проценты за врачевание кредитами для предприятий малого и среднего бизнеса составляют в среднем 20-22% годовых, между тем как для других предприятий они составляют что-то около 15-17% годовых”, — указано в пояснительной записке.

В целом, творчество специального фонда гарантирования кредитования призвано урядить вышеописанные проблемы и дать фермерам сильнее дешевые кредиты под развитие бизнеса.  

Что устроен Фонд сельхозкредитования

Фонд создается ровно специализированное небанковское финансовое учреждение, выполняющее функции поддержки малых и средних субъектов предпринимательства, основным видом деятельности которых является выполнение сельскохозяйственной продукции.

Учредителем Фонда гарантирования кредитов выступает Кабмин. Да, кроме государства, его полноправными участниками могут являться международные финансовые организации и юридические лица, имея свою долю в уставном капитале и официальных представителей. Управа и правление Фонда будет формироваться и избираться возьми основании принципов корпоративного управления. В хозяйничающий состав, помимо представителей правительства, в свою очередь будут избираться так называемые независимые специалисты.  

И без этого (того) того, “в целях минимизации рисков потенциального политического вмешательства” авторы законопроекта предусмотрели втаскивание ряда норм-“предохранителей”. В частности, изумительный избежание возможного нецелевого использования средств и/или — или злоупотребления при определении направлений их использования билль дополнен следующими критериями:

  • Фонд предоставляет гарантии в объеме накануне 50% непогашенной суммы основного долга;
  • Запас предоставляет гарантии срок действия кредитного договора, однако не более 10 лет;
  • масштаб предоставленных непокрытых гарантий не может преобладать более чем в четыре раза размер регулятивного капитала Фонда, режим определения которого устанавливается органом, осуществляющим государственное ремонт рынков финансовых услуг.

Неконституционно и коррупционно

Ядро научно-экспертное управление ВР в своем заключении подвергло билль серьезной критике, указав на целенький ряд существенных недостатков.

Следует сконцентрировать внимание на то, что значительное состав важных вопросов деятельности Фонда в проекте отнюдь не определено должным образом, что может уничтожающе отразиться на его деятельности, а вот и все создает коррупционные риски, риски использования его средств и риски другого характера“, – подмеченно в заключении парламентского управления.

Среди серьезных недостатков документа, эксперты рады указали нате такие нюансы:

  • не определена конкретная организационно-правовая очертание Фонда как юридического лица (акционерное кружок, общество с ограниченной ответственностью, государственное составление и т.п.), без чего невозможно отрегулировать принципиальные вопросы его деятельности;
  • участниками Фонда могут вестись государство и международные финансовые организации, так в проекте не определены критерии, сверху основании которых международные организации могут поделаться участниками Фонда и не установлен расстановк их отбора;
  • не предусмотрены спрос целевого характера кредитов, гарантированных Фондом, чего создает возможность использования их во (избежание иных целей, кроме кредитования сельхозпроизводителей.

На особицу специалисты Рады акцентируют внимание сверху то, что законопроект четко неважный (=маловажный) регламентирует как будут отбираться организации, которые будут непринуж кредитовать фермеров.

Непрозрачным выглядит и способ определения финансовых учреждений, кредитующих сельскохозяйственные субъекты предпринимательства, которым Фондом будут даваться частичные гарантии. Проектом предлагается назначить, что частичные гарантии будут даваться по кредитам, предоставленным финансовыми учреждениями, заключившими (торговая) сделка о сотрудничестве с Фондом и соответствующим критериям приемлемости, утвержденным советом Фонда“, — обращают участие эксперты.  

Уже перед вторым чтением приманка замечания к законопроекту высказало также Основа основ юридическое управление ВР. Парламентские юристы поддержали выводы коллег с экспертного управления, дополнив и расширив литания претензий к документу, подчеркнув, что “отдельные его положения далеко не соответствуют Конституции, не согласуются с законами Украины, а как и не учитывают правовую позицию Конституционного Свида Украины“.

Среди других замечаний, в частности, юруправление указало возьми “чрезвычайность” полномочий, которыми наделяется точка соприкосновения собрание участников Фонда. “Обращают держи себя внимание и положения законопроекта, которые дают общему собранию участников Фонда шариат определять основные (стратегические) направления деятельности Фонда и целевую группу субъектов предпринимательства, имеющих основание на гарантирование выполнения обязательств числом кредитным договорам… Эти положения содержат коррупционные факторы и создают риски нецелевого использования средств Фонда“, — замечено в выводах юристов.

Серьезные опасения у юридического управления Рады вот и все вызвала норма законопроекта, в которой предусмотрено, а оценка и проверка деятельности Фонда склифосовский проводиться внешним независимым аудитором.

Представляется, что-что такой порядок, который предусматривает нульсон какого-либо контроля, в том числе со стороны учредителей и Национального мель Украины, за проведением внешнего аудита, слабит существенные коррупционные риски и не склифосовский способствовать объективной оценке деятельности Фонда“, – предупреждает Сущность юридическое управление ВР.  

Иностранная финансовая проникновение под “зонтиком” государственных гарантий   

С учетом замечаний юристов и экспертов Верховной Рады, а равным образом характера и направленности инициативы, создается впечатление, что Фонд кредитования фермеров возьми деле будет выполнять весьма специфические функции.

Вот-первых, учреждение Фонда как небанковского финансового учреждения, с участием в нем международных финансовых организаций и частных компаний-юрлиц, имеет первостепенное значение расширяет возможности иностранного капитала в сфере прямого кредитования сельскохозяйственных производителей в Украине.

Нет слов-вторых, сама форма захода иностранных инвестиций в сельское подворье под “зонтиком” государственной политики кредитных гарантий выглядит, приятно говоря, экстравагантно. В данном случае подменяется и извращается само оценка господдержки. Вместо точечных и финансируемых изо госбюджета программ компенсирования и гарантирования займов чтобы отечественных фермеров “господдержкой” будут отправлять (должность) частные инвесторы и западные финансовые структуры.

В-третьих, без сомнения, главный интерес этой схемы кредитования мелких и средних фермеров составляет поручительство, который они предоставят под снятие этих средств, – земельные участки.  

Дармового кредитования, именуемого у нас зачем-то “макрофинансовой помощью”, западные кредиторы безграмотный предоставляют априори, и пора бы сие уже всем понять.  

Комментарии запрещены.

Навигация по записям