В случае внесения изменений они могут стать инструментом безболезненной легализации активов, считают эксперты.

Предлагаемый законопроектами о наголовой амнистии механизм может оказаться весьма работоспособнымпри внесении соответствующих корректировок. К такому выводу пришли специалисты юридической компанииProve Group, проанализировав внесенный 17 декабря в парламент пакет законопроектов №3661-3663.

Упомянутые законопроекты предусматривают подачу физическими лицами “нулевых” деклараций относительно ранее не задекларированных доходов, имущества и имущественных прав, приобретенных до вступления закона в силу, независимо от объема нарушений налогового и валютного законодательства, допущенных при приобретении. Причем с соответствующих задекларированных объектов взимается “налог за декларирование” по ставке от 1 до 5 процентов от стоимости объекта налогообложения (стоимость должна быть указана в гривневом эквиваленте).

Данные проекты предлагают установить годичный срок, в течение которого объекты должны быть задекларированы, налог – рассчитан и в течение двухгодичного срока уплачен в общий фонд госбюджета. Никакие другие налоги относительно задекларированных объектов не начисляются и не взымаются, а также не подлежат применению штрафных (финансовых) санкций. Поданная декларация может быть откорректирована и подана заново в пределах установленного срока декларирования. Для объектов, находящихся в совместной собственности, защитные механизмы “амнистии” будут применяться только к тому из совладельцев, кто подал декларацию.

“Основной законопроект №3661 предусматривает, что “амнистия” касается только прямо предусмотренных видов нарушений. Примечательно, что действительность сделок, в результате которых было приобретено имущество, законом не затронута – а точнее, предусмотрено, что подача декларации не означает признания правомерности владения задекларированными объектами. Следовательно, декларант может, уплатив “налог за декларирование”, оказаться перед фактом обжалования и отмены сделки по инициативе заинтересованных лиц. В то же время, авторы проекта откровенно нелогично предлагают не привлекать декларантов к любой “юридической ответственности””, – комментирует старший юрист ЮК Prove Group Ярослав Абрамов.

В этом контексте юристы советуют рассмотреть возможные правовые последствия, выходящие за пределы налоговых правоотношений, и либо внести в проект соответствующие изменения, либо дополнить текст изменениями в соответствующие профильные нормативно-правовые акты.

“Амнистия, как ни странно, охватывает, помимо логичных нарушений – сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов и сборов, и случаи незаконного совершения валютных операций (например, валютообменные операции, открытие счетов за рубежом). Важно отметить, что авторы законопроекта предлагают “под шумок” вообще отменить индивидуальные лицензии на инвестирование за рубеж и размещение средств на счетах за рубежом”, – добавил юрист.

По его словам,это может повлечь как появление возражений, например, у НБУ (ведь существующая система валютных ограничений выстраивалась долго и не на пустом месте), так и массу чисто технических вопросов, связанных с существующими иностранными инвестициями, с обменом информацией и прочими вопросами, требующими участия иностранных партнеров.

В части привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов освобождение действует относительно задекларированных объектов, независимо от давности их приобретения, в связи с чем уголовное производство относительно декларанта может быть закрыто при подаче декларации.

В целом правоведы считают, что при внесении соответствующих корректировок предложенный механизм может оказаться вполнеработоспособным, однако на фоне продолжающейся налоговой реформы вряд ли стоит ожидать скорого начала рассмотрения указанных законопроектов.

Рада изменила Налоговый кодекс для бюджета-2016

Комментарии запрещены.

Навигация по записям