На днях в Одессу вернулись десять украинских моряков, которые больше трех месяцев провели на арестованном контейнеровозе AS Castor в порту Гвинеи. В аэропорту пленников встретили родные, а моряки, обнимая жен, признались, что если бы не активность родных людей, то этого возвращения могло и не состояться.

Полиция уже поджидала в порту

В начале июня в гвинейском порту Конакри пришвартовался контейнеровоз AS Castor, шедший из Бразилии. Судно принадлежало немецкой компании-оператору Alpha Shipmanagement, на его борту в интернациональной команде служили и 10 украинских моряков, в том числе капитан Станислав Озаринский. По дороге в Гвинею судно сделало остановку в Лас-Пальмасе (Канарские острова), где им погрузили контейнер с сахаром. 

В порту, к удивлению экипажа, их уже поджидала местная полиция. Моряки рассказывают, что, осматривая судно, с разрешения таможенников полисмены первым делом стали проверять тот самый отсек, куда загрузили сахар, словно заранее знали, что в контейнере – наркотики. И в самом деле – нашли три пакета, в которых в общей сложности находился 81 килограмм запрещенного вещества.

– Контейнер с сахаром, где нашли кокаин, погрузили в Испании, – рассказывает Станислав Озаринский. – Груз был транзитным, и доступа у моряков к нему не было. К тому же сам контейнер расположили в трюме так, что мы к нему не могли подступиться. 

Капитана и старшего помощника филиппинца, который получал груз, под дулом автомата отвели в местную тюрьму. Грозили посадить на 20 лет всех 17 членов экипажа. Первое время узников держали в земляной яме, накрытой сверху решеткой. Морякам приходилось буквально выживать в нечеловеческих условиях. Позже их перевели в тюрьму, где камеры кишели крысами и насекомыми. Там не было ни пищи, ни койки, а воду дозировали так, что ее едва хватало, чтобы утолить жажду. Через несколько дней жене филиппинца разрешили свидания с мужем, и женщина могла приносить немного еды заключенным. Остальные моряки оставались на арестованном судне. 

– Нас не били, но давили морально, разгуливая по палубе с автоматами, – рассказывают моряки. – Из-за высокой влажности и жары у многих поднялась температура, а от воды, которую нам передавали с берега, сводило животы и зубы. Один из моряков заболел малярией, и мы все боялись, как бы не подхватить вирус Эболы. 

Допрос сменялся допросом, за пару месяцев их было 14. После четвертого допроса капитан подписал документ, взяв на себя ответственность за экипаж. Но даже после этого его и старшего помощника не отпустили, а моряков продолжали удерживать под стражей на контейнеровозе. 

Выпустим, если заплатите выкуп

После неудачных попыток заручиться поддержкой юристов жены отправились в благотворительный фонд помощи морякам “Ассоль”. Там признали случай самым сложным и неординарным за всю историю существования организации, но пообещали помочь, отметив, что о вине экипажа не может быть и речи.

– Команда судна, работающая по контракту, не отвечает за содержимое полученного груза, – пояснил аналитик, руководитель проектов БО “Фонд помощи морякам “Ассоль” Андрей Шевченко. – С экипажа могут спросить за сохранность и своевременную доставку, а все остальное – это забота менеджеров. 

Аналитик уверен, что о грузе знали правоохранители Испании и Гвинеи. Вызволять моряков помогали журналисты и украинские дипломаты, представители консульств Германии и Филиппин. Несмотря на то что ближайшее консульство находится в Дакаре, украинские представители старались регулярно посещать судно, по возможности помогая улучшить их пребывание там. В свою очередь африканские власти выдвигали все новые требования во время переговоров. Они заявили, что выпустят моряков только после того, как за каждого из них заплатят по 50 тысяч долларов выкупа. За капитана и его старшего помощника – 100 тысяч гривен, а еще миллион – за простой арестованного судна. 

– Даже после череды заседаний доказать вину экипажа не удалось, – говорят в 

МИДе Украины. – А когда гвинейские власти поняли, что инцидент вызвал резонанс, решили пойти на уступки. 

Сначала африканские правоохранители сбили цену выкупа, решив не брать денег за экипаж, находящийся на борту. А после того как спонсоры, меценаты, помогающие благотворительному фонду, уплатили миллион долларов залога за судно и 100 тысяч за капитана с помощником, узников вернули на судно. 

КОМПЕТЕНТНО

“Это чистой воды рэкет”

Специалисты морского права считают, что ситуация, с которой столкнулся экипаж AS Castor, настоящий рэкет и пиратство. Пираты подбрасывают нелегальный груз на судно, чтобы потом вытребовать выкуп с судовладельца. При этом контрабанду даже могут прикрепить к днищу корабля, а затем удерживать судно под арестом, требуя деньги еще и за простой.

– В некоторых странах построили целый бизнес на таком “обнаружении” наркотиков на судах, особенно популярен он в странах Западной Африки, Венесуэле и Перу, – рассказал нам редактор интернет-издания “Морской бюллетень” Михаил Войтенко. – Иногда наркотики подбрасывают, иногда их действительно находят, а из судов и экипажей немедленно делают заложников, это рэкет и бандитизм на уровне государств. Экипаж, естественно, никакой ответственности за грузы в контейнерах не несет и нести не может, это просто нонсенс. 

Комментарии запрещены.

Навигация по записям